DSC_1150

Technics SV-100 — гадкий утёнок в семье Technics? Часть II

DSC_1143

О данном PCM-процессоре поразительно мало информации в Сети. По-сути, кроме пользовательской инструкции, да пары видео о приставке нет ни слова. Это во многом подогрело интерес к данному аппарату с моей стороны, и, как только очередной SV-100 всплыл на InJapan, я, недолго колеблясь, приобрёл его.

Ничего не предвещало беды, пока мы на стриме не решили его вскрыть. А там было…

DSC_1146

Впрочем, начать стоит c характеристик данной приставки. А они были следующие:
Размеры: 238×92×240 мм. Практически идентичны PCM-F1, но в глубину Technics был более чем на 5 см меньше.
Вес: 2,9 кг весил процессор (и 2,3 кг блок питания), что было на целый килограмм меньше чем у Sony, а вместе с питанием разница в весе составляла впечатляющие 3 килограмма в пользу SV-100! (5,2 кг против 8,1)
14-битное квантование сигнала. В этом был определённый смысл. Во-первых, разумеется, что технологи из Matsushita едва ли сумели бы успеть переразвести в столь сжатые сроки БИС кодирования-декодирования цифрового потока (MN6601, MN6602), а также вытравить 16-битные резистивные матрицы для ЦАП/АЦП.

Ключевые микросхемы для цифрового преобразования в SV-P100. С минимальными изменениями они перекочевали и в SV-100.
Ключевые микросхемы для цифрового преобразования в SV-P100. С минимальными изменениями они перекочевали и в SV-100.

Во-вторых, «16 бит» на тот момент был по большей части маркетинговым ходом, нежели насущной необходимостью, ведь существенной разницы в звучание это улучшение не вносило (разве что соотношение сигнал/шум в PCM-F1 было улучшено с 86 дБ до 92 дБ и более). Но взамен этого добавлялся небольшой, но ощутимый минус — количество информации для восстановления сигнала. 16-битные PCM-записи были обратно совместимы с 14-битными процессорами, а так как чудес не бывает, то место под дополнительные 2 бита пришлось выделять из области избыточного сигнала для коррекции ошибок. Т.о., процент избыточной информации падал с 34,4% до 23,8%, что, разумеется, не лучшим образом сказывалось на долговечности записей и их защищённости от выпадений сигнала.

Фрагмент из замечательной книги по принципу работы цифрового аудио.https://vintage-cd.ru/sm/Digital_Audio_and_Compact_Disc_Technology_book.pdf
Фрагмент из замечательной книги по принципу работы цифрового аудио.

Функционал. SV-100, равно как и PCM-F1, умел автоматически определять, что от него требуют — записывать и воспроизводить (в том же Sansui TriCode PC-X1 для этого нужно было переключать соответствующий тумблер). Кроме того, SV-100, наконец, научился создавать копии с защитой от записи. Приятным бонусом также стали дублирующие видеовход-выход на левом боку процессора, упрощающие коммутацию в случае с записью или воспроизведением с нескольких источников, чего не было у Sony. И, будто бы этого было мало, блок питания SH-V100 также умел быть коммутатором двух входящих видеосигналов, оперативно переключаясь между ними через переключатель на передней панели. При должной сноровке всё это могло позволить некоторый аналог «линейного монтажа» звукового сигнала, крайне затруднительного при последовательной записи нескольких фрагментов (в силу необходимости времени на стабилизацию БВГ и выхода в режим как воспроизведения, так и записи у видеомагнитофонов тех лет).

Фирменные высоко-интегрированные микросхемы Technics MA6196 (ЦАП/АЦП) и MN6603 (контроль-коррекция сигнала, функционал защиты от перезаписи)
Фирменные высоко-интегрированные микросхемы Technics MA6196 (ЦАП/АЦП) и MN6603 (контроль-коррекция сигнала, функционал защиты от перезаписи)

Коррекция ошибок была значительно улучшена по-сравнению с SV-P100. Серьёзным изменением стали интеграция ЦАП и АЦП в одну микросхему, а также введение третьей БИС — MN6603, отвечающей за вертикальную синхронизацию и фазовую коррекцию строк (аналог TBC), фактически сильно облегчающие работу корректору ошибок в MN6602.
Напомню, что функционал одной этой микросхемы в Technics SV-P100 заменяла целая плата размером с SV-100, с 54 микросхемами 74-ой логики на борту:

...которую постыдились изображать в сервис-мануале, видимо, добавив в самый последний момент.
…которую постыдились изображать в сервис-мануале, видимо, добавив в самый последний момент.

Ну и до кучи, SV-100 предлагал два метода воспроизведения («playback mode» I и II), который немного менял способ демодуляции видеосигнала, в зависимости от особенностей видеоформата (судя по всему, аналог «read level» в PC-X1, прим. авт.).
Таким образом, PCM-приставка стала соответствовать обновлённой спецификации цифрового аудио — EIAJ STC-008 и по набору функционала могла наравне конкурировать с PCM-F1 от Sony.

Тогда почему же «гадкий утёнок»? Да потому внутри у данной «коробочки», вопреки традициям Technics и высоким стандартам японского качества, творился форменный ад и ужас.

2018-08-18 21-12-04.mp4_snapshot_04.16.09

Для начала стоит сказать, что плотность набивки компонентами близка к запредельной. Три основные платы цифровой обработки запихнуты в экран в виде бутерброда, скреплённого с одной стороны пластиковым держателем. Но так как количество компонентов и плотность монтажа была настолько высокой, что платы слегка выгнуло «улыбкой» в разные стороны от недостатка места между ними.

2018-08-18 21-12-04.mp4_snapshot_04.06.09

Количество проводов и их хаотичность бросает в дрожь. В конце монтажа, заводчане, видимо, смеха ради, попытались всё это стянуть пластиковыми хомутами, но что стягивать, когда кабели, аки паутина, идут во все стороны — решительно неясно.

2018-08-18 21-12-04.mp4_snapshot_04.33.37

До кучи вся эта мошна сдавливалась сверху экраном и креплением для установки батареи.
Все платы просто усыпаны обилием перемычек, проводков, объёмным монтажом деталей, посаженных на клей и перерезанных дорожек. Подавляющая часть разъёмов просто-напросто припаяна напрямую в платы, а та часть что отцеплялась, с большой вероятностью дополнялась рядом набором проводков идущих с той же платы, но напаянных напрямую, так что смысл отцепа коннекторов попросту терялся — платы разъединить без отпайки всё равно было невозможно.

Инновационная разработка от Matsushita — целый шлейф из перемычек с другой платы!
Инновационная разработка от Matsushita — целый шлейф из перемычек с другой платы!

Коннекторы — вообще отдельная песня. Их название может совпадать, а может и не совпадать с подписью на плате. Иногда подпись коннекторов может содержать многозначительную литеру «J» или цифру «2» (таких разъёмов мне попалось по меньшей мере три). Иногда же может быть вообще не подписанным. Мол, разбирайся как хочешь. Ах да, забыл сказать. Сервис-мануала я к данному аппарату так и не нашёл. Ни в каком виде. Похоже, что его попросту не существует, т.к. количество заводских доработок не поддаётся никаким измерениям.

Но венцом и апофеозом жести и безумия, безусловно, является центральная плата в бутерброде, в которой содержится «сердце» процессора в виде больших микросхем.

DSC_1042

Тут прекрасно всё. Начиная от перечисленных выше «особенностей» монтажа, в утроенном размере, заканчивая отличительным почерком данного процессора — страстью городить мелкие платки, в которые размещать не влезшие на основную плату элементы. И это несмотря на то, что это одно из первых устройств от Technics-Panasonic с массово применяющимся SMD-монтажом (в первую очередь MELF-резисторов) и уменьшенной толщиной дорожек.

Рассмотрим плату поближе.

DSC_1033

Что мы тут видим? Помимо торжества «кабель-менеджмента» бросаются в глаза две вещи — странного вида плата из гетинакса (на самом деле текстолита) справа снизу, и жёлтая «улитка» слева. Перед тем как мы перейдём к их разбору, прошу обратить внимание на заботливо уложенные полежать на «микросхемах» электролитический конденсатор и кварц с фотографии 1.

Перейдём теперь к коричневой плате. Что она из себя представляет? Ничего особенного. Просто вручную отрезанный кусок текстолита, на котором вручную же были протравлены и залужены дорожки, высверлены отверстия и запаяны «недостающие детали». Все выводные провода хаотично запаяны в округе.

DSC_1062 DSC_1059

Школьный радиокружок, не иначе! Отдельно умиляет спиленный уголок, который, по-видимому, мешался при установке в плату, упираясь в крепления «бутерброда». Вторым своим пластиковым крепежом плата, кстати, упирается… в золотые ножки MN6602. Ну а почему и бы нет?

Теперь вернёмся к той жёлтой «улиточке». Как думаете, что это? Аккуратно смотанный излишек провода? Антенна, ловящая наводки с округи? Беспроводной передатчик? А вот и нет! Это катушка индуктивности! Да-да, катушка в составе самопального RLC-фильтра, собранного в навес!

Сверху керамика, по центру "катушка", снизу резистор, а под ними...
Сверху керамика, по центру «катушка», снизу резистор, а под ними…
...под ними двухэтажный бутерброд из двух не то логических, не то микросхем памяти.
…под ними двухэтажный бутерброд из двух не то логических, не то микросхем памяти.

Я даже не знаю, нужны ли тут ещё какие-то комментарии?

В общем, последствия разработки техники в кратчайшие сроки, как говорится, на лицо. Вместо нормальной доводки плат — перемычки, перемычки, платки, платки и дикий «колхоз». Интересно то, что данный процессор, судя по серийному номеру, был изготовлен ровно в том же цеху, в котором годом ранее собирали мой Technics SV-P100. Не представляю, что там происходило, учитывая, что то, что вы сейчас имели возможность лицезреть — это уже третья ревизия аппарата, номер шасси — 631…

DSC_1162

В общем, пока что для меня это эталон, как НЕЛЬЗЯ проектировать технику. И если Technics SV-P100 был сделан достаточно грамотно, с возможностью ремонта без полного разбора шасси, откидывающимися вбок платами для их обслуживания и возможностью полного отключения от них всех коннекторов, то тут…

Теперь что касается внешнего вида и дальнейшей судьбы. Процессор был обречён исторически зваться Техниксом, хотя фактически принадлежал к профсегменту Panasonic и сопрягался с портативным видеомагнитофоном Panasonic NV-100, образуя, таким образом, соперничающую PCM-F1+SL-F1 “связку” для полевой звукозаписи. Соответственно, и дизайн, и габариты у аппарата были “панасониковские”.

sv100-nv100

Дальнейшая судьба сложилась довольно предсказуемо. Процессор от Technics не завоевал лидирующих позиций на рынке (в т.ч. и из-за неправильного product placement’а), и, хоть и продавался значительно лучше, чем его старший брат SV-P100, но потеснить детище Sony так и не сумел. Буквально в следующем же году на смену ему вышла «работа над ошибками» в лице Technics SV-110, который пусть уже и не был портативным (конкурируя с аналогичными процессорами от Sony моделей PCM-501/601/701), но со значительно улучшенной схемотехникой, пусть и основанной на всё той же, морально устаревшей к тому времени, связке MN6601+MN6602.

40381bfaae8d84e1939d093d987d53e8

Ну а дальше под префиксом «SV-» пошли уже DAT-магнитофоны. Впрочем, это уже совсем другая история…

А в остальном, это довольно симпатичная приставка.

DSC_1141

DSC_1156

DSC_1135

DSC_1150

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *