sv100-svp100

Technics SV-100 — гадкий утёнок в семье Technics? Часть I

Ещё в конце лета ко мне приехал последний экспонат со страниц легендарного рекламного проспекта Technics: Digital Audio, таким образом, закрыв очередную страницу в моих коллекционных изысканиях.

sv100-svp100

Чем был SV-100, почему он так не по-«техниксовски» выглядит и какая связь между ним и SV-P100? Давайте немного углубимся в историю.

Как известно, история цифрового аудио началась в лаборатории NHK, японской радиовещательной компании, которая ещё в конце 60-ых осуществляла первые опыты с прописью цифрового сигнала на 2-дюймовую магнитную ленту поперечно-строчным методом. Позже к ним присоединились специалисты из Diatone и Denon-Columbia, и результатом их плодотворного сотрудничества стал первый мелкосерийный PCM рекордер Denon DN-023R, выпущенный в 1970—1972 гг.

Denon_DN-023R_PCM-Recorder_670

Разрешающая способность данного шкафа с тумбочкой составляла 13 бит с частотой дискретизации 32 кГц! В дальнейшем все передовые разработки в этой области были подхвачены другим мастодонтом японского аудио-рынка, компанией Sony. Итогом чего стал разработанный в 1977 году Sony PCM-1, первый по-настоящему серийный и доступный, пусть и пока что лишь крупным компаниям звукозаписи, PCM-процессор (или приставка, если хотите).

SONY PCM-1 1977

Характеристики выросли до 14 бит квантования и 44.056 кГц частоты, позже став де-факто и де-юре стандартом цифровой звукозаписи, закрепившись в спецификациях STC-007 японского института стандартизации EIAJ. PCM-1 использовал в качестве транспорта 1″ видеоленту или 3/4″ кассеты формата U-Matic, куда поверх видеосигнала записывался цифровой поток, который потом обратно декодировался в аналоговый звук.
Параллельно с разработками Sony компания Matsushita также пробовала себя в перспективной области, продемонстрировав на одной из выставок между 1977 и 1979 годом демонстрационный образец своего PCM процессора под своим Hi-End брендом «Technics»:

addaconverter

Который позже был доработан и превратился в известного среди техниксоводов летучего голландца SH-P1, гулявшего по японским рекламным буклетам в конце 70-х:

328bb1cec40e6a61061d354d640d0a03

То, что приставка так и не попала на рынок — не было чем-то сверхъестественным для данного класса аппаратуры. По мере изучения каталогов техники тех лет тут и там натыкаешься на так и не запущенные в производство процессоры, комбинированные «цифро[аудио]-видики» и даже PCM-кассетники от Aurex, Denon, Sharp, Sanyo и других, которые в силу тех или иных причин (чаще всего технических) дойти до рынка так и не сумели.

Тот самый каталог с не-выпущенными Sharp RP-X4 (ставший позже DX-3), PCM компакт-кассетником! RT-X5 и приставкой RX-2
Тот самый каталог с не-выпущенными Sharp RP-X4 (ставший позже DX-3), PCM компакт-кассетником! RT-X5 и приставкой RX-2

В самом начале 80-ых Sony запускает в производство закономерное развитие PCM-1 — PCM-10 (чуть позже PCM-100), уже полностью соответствующий принятым рынком стандартам от EIAJ.
Это всё ещё был гроб c ручками для переноски, весящий свыше 20 килограмм и предназначающийся исключительно для монтажа в 19″ телекоммуникационную стойку.

Подобные габариты у конкурента сподвигли инженеров из Matsushita на создание компактного и скомбинированного с видеомагнитофоном решения, которое бы не требовало целую стойку для размещения и при этом использовала бы ходовые домашние видеокассеты. Корпорация Коносукэ в то время уже прочно лидировала в выпуске магнитофонов формата VHS под брендами «National» и «Panasonic», так что выбор формата был предельно очевиден. За основу ЛПМ было взято шасси с Panasonic NV-7200, усовершенствовано, получив прямой привод на тонвал и БВГ, также был полностью роботизирован лоток. Цифровая часть, доставшаяся от SH-P1, была доведена до ума и радикально миниатюризирована (пусть и с некоторыми оговорками). Дизайнеры конструкторского бюро Technics явно вдохновлялись внешним видом монтажного видео-оборудования, и вместе с тем сохраняли преемственность как с фирменным дизайном марки, так и с предыдущими разработанными компанией PCM устройствами. Результатом совместного труда нескольких отделов стал, не побоюсь этого слова, культовый магнитофон — Technics SV-P100.

sv-p100-1

Который, что интересно, изначально планировался в белом раскрасе, дабы подчёркивать близость к профессиональной студийной аппаратуре от Panasonic.

Любопытен фирменный логотип "PCM", который исчез с лотка в серийной версии магнитофона.
Любопытен фирменный логотип «PCM», который исчез с лотка в серийной версии магнитофона.

Но вместо оглушительного коммерческого успеха, признания, и возможно даже робких надежд на выход в массовый потребительский рынок, произошло то, чего никто не ожидал. Sony выпустила PCM-F1. Лёгкий, компактный, блестяще спроектированный процессор, выпущенный в паре с первым портативным Betamax-видеомагнитофоном SL-F1 мгновенно стал убийцей всех конкурентов, получив несколько престижных наград, признание и широкое распространение у профессионального сообщества, и, наконец, сумел укоренить на рынке новый, продвигаемый Sony стандарт цифровой звукозаписи — 16-битного аудио, позже окончательно взошедшего на трон с выходом в 1982 году компакт-диска.

content

На фоне такого конкурента слова из рекламных проспектов Technics про “compact and lightweight” в честь 20-килограммого монстра выглядели по меньшей мере нелепо, а то и вовсе смешно. Стремительная сила прогресса в то время меняла положение на рынке буквально в считанные месяцы.
Но проигрыш по техническим характеристикам и габаритам были ещё не самыми страшными проблемами. Продукцию от Technics уничтожала цена:

Порядок цен на цифровую аппаратуру в США на середину-конец 1982 года.
Порядок цен на цифровую аппаратуру в США на середину-конец 1982 года.

PCM-F1 был почти в два раза дешевле SV-P100. Такое положение дел подкосило все планы Matsushita Co. на завоевание рынка, да и не её одну. Из всего представленного выше PCM-оборудования коммерчески успешной была только приставка от Sony. Technics и Sansui продались смешными тиражами, Hitachi из-за своей катастрофической цены в 3.500 американских долларов разошёлся по миру буквально штучно и являлся уже в момент выхода колоссальным раритетом, а Mitsubishi/Diatone D-102 так и вовсе остался лишь на глянцевых страницах журналов.

В такой ситуации руководству Technics стало очевидно, что необходимо быстро менять стратегию и срочно выпустить конкурента Sony, точно также имевшего лёгкий вес, малые габариты, и, таким образом, полноценную мобильность (хотя бы в рамках «field recorder»).

И вот уже через полгода-год разработки в авральном порядке с конвейера выходит наш герой сегодняшнего обзора — Technics SV-100, младший брат и доработанный цифровой аудио-процессор, избавившийся вместе с литерой «P» в названии и с магнитофонной своей частью.

Technics SV-100

Был ли он лучше детища от Sony? Читайте во второй части обзора.

  1. Привет! С удовольствием все читаю! У Алекса я по прежнему в бане. Поэтому пишу здесь. Игорь Бутин

Комментарии запрещены.